И.Б. Иванов



Никита Михалков – о Русской эмиграции,
Русская эмиграция – о Никите Михалкове


Кто такие Михалковы и какую роль играла номенклатурная семейка автора сталинского гимна в советскую эпоху на поприще коммунистической пропаганды – объяснять излишне. Известны и старые «творческие» связи Михалковых с КГБ. Именно Никите Сергеевичу Михалкову и его брату Андрею Сергеевичу Михалкову-Кончаловскому КГБ СССР обязан целым рядом пропагандистских кино-хитов, восхваляющих подвиги чекистов в борьбе с белогвардейцами и Русской Белой эмиграцией. Это и «Конец Атамана» (1970), и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), и «Раба любви» (1976) и, конечно, «Транссибирский экспресс» (1977), за которые братья Михалковы в своё время получали от коммунистических диктаторов государственные и комсомольские премии.

Впрочем, и после формального падения КПСС Михалковы не прекратили заниматься «творческим» обслуживанием своих покровителей из Комитета госбезопасности. Глава семейного клана, Сергей Михалков (ныне покойный), в 2000 году написал очередной гимн для очередного антинационального режима – на всё ту же сталинскую мелодию. А его сын, Андрей Михалков-Кончаловский, после прихода к власти Путина и его команды успел отметиться как минимум двумя апологетическими документальными фильмами, воспевающими руководителей чекистского ведомства – о председателе КГБ СССР Юрии Андропове (2004) и о председателе КГБ Айзербайджанской ССР Гейдаре Алиеве (2004). Но гораздо более известными стали не эти фильмы, а неоднократные публичные высказывания Михалкова-Кончаловского в поддержку деятельности КГБ и ФСБ.

А вот Никита Сергеевич Михалков сегодня не только активно поддерживает корпорацию КГБ-ФСБ в совей общественно-политической деятельности, но с недавних пор ещё и числится при ней специалистом по… Белому движению и Русской эмиграции… Дело, конечно, не в том, что вчерашний апологет коммунистических спецслужб и известный кино-борец против «белогвардейщины» резко сменил свою политическую ориентацию. А в том, что после 2001 года спецслужбы РФ изменили тактику в борьбе с Белыми, осознав своё бессилие старыми методами противостоять возрастающему влиянию Белой Идеи в России и перейдя к попыткам «возглавить» то, что ВЧК-КГБ-ФСБ не смогли уничтожить за 90 лет открытого противостояния.

Не удивительно что, именно Никита Михалков с двадцатью сериями своего фильма «Русские без России» заявлен в качестве гвоздя программы в откровенно провокационном проекте «Галлиполийское Дело», организованном путинцами в Санкт-Петербурге в аккурат накануне думских выборов 2011 года.

Что там сегодня с придыханием вещает Никита Михалков о Белых и Русской эмиграции – совершенно не важно. Ведь в данной ситуации действительно важно не ЧТО, а КТО и ДЛЯ ЧЕГО. Русская же Белая эмиграция своё мнение о Никите Михалкове и его фильмах давно высказала. О чём не будет лишним ныне напомнить. А дабы не заниматься пересказом сказанного, процитируем ниже фрагмент из статьи Н.Нефедова «Русский дореволюционный фильм и Вера Холодная», ещё в 1976 году напечатанной в в эмигрантском независимом русском альманахе «Вече»:


РУССКИЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФИЛЬМ И ВЕРА ХОЛОДНАЯ

...В последние годы, после того, как на Америку накатила т.н. «третья волна» из Советского Союза, повсюду в США стали показываться советские кинофильмы. Они демонстрировались и раньше в больших американских городах, но редко, ибо американцы на них не шли, а русские эмигранты смотрели лишь те советские кинокартины, в которых большевицкая пропаганда умеренная, а то и вовсе отсутствует, как, например, в фильмах «Война и мир», «Андрей Рублёв», «Преступление и наказание» и др.

Теперь же в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и в других городах показываются не только новые, но и старые, протухшие советские агитки, как «Броненосец Потёмкин», «Цирк» и пр. Время от времени повторяется показ фильма режиссёра Никиты Михалкова «Рабыня любви». Прочитав в русскоязычной газете, что эта самая «рабыня любви» является прототипом Веры Холодной, а сюжет фильма построен на её последних днях в Одессе, занимаемой тогда Белой армией, я решил «Рабыне любви» уделить своё внимание, хотя заранее предчувствовал, что фильм этот будет нашпигован коммунистической пропагандой. И не ошибся.

Первая половина фильма смотрится не без интереса, но вторую половину без омерзения смотреть нельзя. Всё тот же, неизменный с первых «немых» советских фильмов – «В тылу белых», «Комбриг Иванов» – и позднейших звуковых – «Мы из Кронштадта», «Волочаевские дни», – советский трафарет: красные – светлые и благородные борцы за свободу и справедливость, а белые – совсем не белые, а чёрные-чёрные, и нет такого порока, которыми не были бы наделены кровожадные белогвардейцы. Но в «Рабыне любви» Н.Михалков перещеголял всех прочих советских режиссёров в изображении белых злодеями. Он так нагл, что представляет дело так, якобы белые расстреляли рабочих вместе с их жёнами и детьми только за то, что те отказались грузить военный товарный поезд.

Я прочёл немало книг советских авторов о гражданской войне, в которых описывались расстрелы, порка крестьян и рабочих белогвардейцами, но такие «шедевры», как расстрелы детей, мне ещё не попадались. И ещё придумал Михалков, что группа белогвардейских офицеров фактически была на стороне большевиков, но, вот, только так сложились обстоятельства, что они попали в Белую армию. Они проклинают своё командование, возмущаются «зверствами» белой контрразведки. Придумано ловко – забрасывается удочка, чтобы поймать на крючок русскую молодёжь, которая в настоящее время считает своим идеалом белых офицеров, о чём убедительно свидетельствует письмо молодого человека из Москвы к участникам Белого движения. Письмо это было опубликовано в различных органах русской зарубежной печати. Вот смекалистый Михалков, как бы отвечает своим фильмом приверженцам белогвардейцев: «Смотрите, мол, благородные белогвардейцы тоже были на нашей большевицкой стороне, но белое командование запугиванием держало их в своих руках»…

…В общем-то о «Рабыне любви» вряд ли стоило бы писать, если бы советский кино-халтурщик не воспользовался бы для прославления большевизма личностью самой знаменитой русской киноактрисы, Веры Холодной, поставив в фильме её прототипом актрису Ольгу Николаевну, которую играет Елена Соловей. Но эта актриса ни по внешности, ни по душевному облику ничего общего с Верой Холодной не имеет. Её игра даже отдалённо не напоминает игру королевы русского экрана, а содержание фильма, якобы воспроизводящего её последние дни в белой Одессе – сплошная и наглая ложь. Представив прототип Веры Холодной сообщницей большевицких подпольщиков, Н. Михалков тем самым плюнул на её могилу…

Вече. – 1976, № 19. – С. 174-176.






Hosted by uCoz