И.Б. Иванов
Нарвская баталия триста лет спустя
Всем, кто когда-либо изучал русскую историю, хотя бы в объёме школьной программы, хорошо известно, что Северная война 1700 — 1721 годов началась для России очень несчастливо. Русские войска Царя Петра Алексеевича, впервые столкнувшиеся в крупном сражении с армией молодого Шведского короля Карла ХII, потерпели 19/30 ноября 1700 года сокрушительное поражение под Нарвой.
Называются разные цифры потерь, понесённых в этом злосчастном деле. Так, например, по официальным советским сведениям, русские потери в Нарвском сражении составили 8.000 человек убитыми и были захвачены 145 орудий, шведы потеряли до 3.000 человек [1]. Русский историк А.А. Керсновский приводит другие цифры: 6.000 убитых и раненых у русских; 2.000 — у шведов [2]. Но, так или иначе, разгром был полный, особенно если учесть, что Русская Армия в пять раз превосходила числом шведскую! В результате капитуляции русские сдали шведам всю свою артиллерию, обоз, знамёна и оставили военнопленными всех генералов (остальных пленных шведы не считали для себя опасными и отпустили).
Но столь же хорошо, как и плачевный итог Нарвского сражения, всем памятны и далеко идущие последствия этого события. Самоуверенный король Карл ХII сделал из своей нарвской победы неправильный вывод о том, что Россия — несерьёзный противник (за что позднее и поплатился). Царь Пётр Алексеевич, напротив, выводы сделал соответственные и, проведя реорганизацию и перевооружение армии, вскоре сумел посрамить своих учителей”, завершив Северную войну блестящей победой русского оружия...
В 2000 году исполняется триста лет со времени начала Северной войны и события Нарвского сражения. В России юбилей начала этой войны прошёл почти незамеченным, что и понятно: до трехсотлетней годовщины Полтавской победы ещё очень далеко (хотелось бы надеяться, что в 2009 году это событие будет отмечено в России достойным образом), так что праздновать нам рановато. Зато шведская сторона, как стало известно, намерена осенью 2000 года устроить определенные торжества. Центром их проведения должен стать город Нарва (Эстляндской губ.), который после распада СССР теперь принадлежит “независимой Эстонии” и находится как раз на “эстонско-российской” границе. Предполагается даже установить в Нарве памятник, посвящённый победе короля Карла ХII над русскими войсками. Эстонские власти, конечно, всячески поддерживают подобные инициативы. Не смущает их и то обстоятельство, что Нарва, как и весь северо-восточный край нынешней Эстонии, сплошь населена русскими. Более того, 55 % взрослого населения жителей имеет российское гражданство. Разумеется, русская общественность Нарвы считает недопустимым устраивать в этом городе какие-либо празднования на костях русских воинов, пусть даже погибших триста лет назад. Но кто же ныне в Эстляндии будет слушать русских?!
Шведов можно как-то понять. В конце концов, Нарвское побоище является для них своеобразным “утешительным призом” за проигранную по всем статьям России Северную войну. И, несомненно, шведы вправе гордиться победой в ноябре 1700 года. Что же касается эстляндских властей, то, замученные комплексом своей национально-государственной неполноценности перед лицом Великой России, они готовы злобствовать по любому поводу и поддерживать любое предприятие, если оно каким-либо образом направлено против русских.
Победа шведов в битве при Нарве. Густав Седерстрём, 1910 г.
Посему протестовать против намечаемых в Нарве шведско-эстонских торжеств бесполезно, да и просто смешно. В России никому и в голову такая мысль не придёт. Но есть здесь одно обстоятельство, которое не может, наверное, не задеть ни одного русского человека, сохранившего в себе хоть каплю здорового национального чувства.
В феврале 2000 года издаваемая в городе Ивангороде (Ямбургский уезд С.-Петербургской губ.) местная газета благодушно сообщила: “Около ста шведов изъявили желание прибыть в Ивангород в ноябре этого года на 300- летний юбилей “нарвской конфузии“. Тогда 18-летний король Швеции Карл ХII разгромил здесь у нас сорокатысячную армию под командованием Петра Первого. Шведы, в основном студенты, будут одеты в военную форму времён Северной войны (1700 – 1721 годы). Российские военно-исторические клубы, возможно, также откликнуться на это событие, и тогда в ноябре мы сможем стать очевидцами реконструкции боя одного из многочисленных эпизодов той битвы [3].
Но дело-то в том, что Ивангород – это ныне уже территория Российской Федерации! Таким образом, празднования, посвящённые разгрому Русской Армии, планируется провести не только в Эстляндии, но и... на “российской территории”! И, надо полагать, с разрешения местных “российских” же властей!
Причём даже намёка на какой-либо протест по этому поводу мы в сообщении процитированной газеты не находим! Радуйтесь, мол, дорогие читатели, будет и у нас в городе праздник!
А давайте представим, что в той же газете было бы напечатано приблизительно такое объявление: “Около ста немцев изъявили желание прибыть в Ивангород в сентябре этого года на 59-ю годовщину разгрома Красной Армии в Прибалтике и под Ленинградом. Тогда генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб разгромил здесь у нас советские войска под командованием Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова и генерала армии Г.К. Жукова, взяв Ленинград в кольцо блокады. Немцы, в основном студенты, будут одеты в военную форму войск СС и Вермахта времён II Мировой войны (1939—1945)...”
Можно представить, какой вой подняла бы местная “общественность”, прочтя такое объявление! Тут же комитеты ветеранов и какие-нибудь местные отделения КПРФ и “Союза офицеров” кинулись бы писать возмущённые письма, устраивать пикеты и кричать о “кощунстве, организуемом демократами на усеянной могилами советских солдат ленинградской земле”. Впрочем, такая заметка, конечно, не может появиться на страницах какой-либо нынешней газеты. Но почему же тогда так легко и игриво пишут так называемые “российские журналисты” об откровенно антироссийском праздничном “шоу”, кощунственно устраиваемом буквально на братских могилах русских воинов петровской армии? И никто при этом даже не думает возмущаться: ну, праздник, так праздник! В том ли только дело, что одни русские солдаты отдали жизнь за Родину пятьдесят девять лет тому назад, а другие – триста?
Все дело заключается, как нам кажется, в свойствах больного, изуродованного миропонимания советского и постсоветского человека, для которого история его страны и народа так и осталась начинающейся только с 1917 года. А потому маршал Жуков и красная армия для них остаются своими, родными. А какие-то там погибшие за Веру, Царя и Отечество царские солдаты незапамятных времён — подсознательно чужими. Про их героические победы советский человек может умилённо вспоминать (когда ему это выгодно), но по большому счёту ему на них всегда было наплевать, ибо он никогда не ощущал живой взаимосвязи между собой и Исторической Россией. Потому-то ленинградскую блокаду “совок” и воспринимает как народную трагедию (даже если сам он родился уже после войны), а Нарвская катастрофа 1700 года для него — далёкое и смутно представляемое прошлое какой-то “другой России”, к которой сам он никакого отношения не имеет.
Взывать к патриотическому или христианскому чувству федеральных чиновников и работников федеральных средств массовой информации бессмысленно. Таковые у них отсутствуют, либо извращены до степени “советского патриотизма” и формального постсоветского “православия” (и Богу — свечка, и Ленину-Сталину — ура!). Но, коли ни христианские, ни патриотические чувства не могут побудить федеральных чиновников и работников СМИ занять естественную, казалось бы, позицию и воспротивиться проведению на территории празднования нарвского погрома, то должны же они подумать хотя бы о чисто политической стороне этого мероприятия! Ведь всего в двухстах метрах от Ивангорода, на западном берегу реки Наровы, русская патриотическая общественность, не утратившая под пятой эстонских властей своего национального чувства, что называется, во все колокола бьёт о недопустимости проведения антирусского празднества в эстонском городе с русским населением!.. Ведь необходимо учитывать очень сложную политическую ситуацию, в которой находится русское население на северо-востоке Эстляндии, а также и желание определённых кругов использовать трехсотлетний юбилей Нарвской битвы для разжигания антирусской истерии в этом регионе! “Не нужно сомневаться в идеологической направленности этих мероприятий, — пишет представитель Общества охраны памятников русской культуры в Эстонии Ю.А. Мазанов (г. Нарва, Эстляндия), — организаторы празднества должны были бы открыто заявить о желании организовать пляски на костях русских воинов”.
Что же, до середины ноября ещё далеко. Ряд патриотических организаций во главе с Русским Обще-Воинским Союзом уже направил в соответствующие властные органы РФ письма с выражением своей позиции и просьбой прояснить ситуацию. Посмотрим, примет ли ивангородская администрация во главе с г-ном Н.Н. Коломейцевым и власти “Ленинградской области” меры для недопущения на “российской” территории празднования нарвского погрома. Или же с их согласия и благословения честь русского имени в очередной раз подвергнется унижению ради... возможности постоять у “шведского стола”? “Наши Вести” обязуются проинформировать об этом своих читателей. Если же в этом году в РФ всё же состоятся торжества по случаю победы короля Карла ХII, то неудивительно будет лет через пять услышать и о проведённом где-нибудь во Владивостоке совместном «российско-японском военном параде, посвящённом столетию разгрома “царского флота” в Цусимском сражении...»
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Советская Военная энциклопедия. М., 1978, т. 5, С. 495.
[2] Керсновский А.А. История Русской Армии. М., 1992, т. 1, С. 24.
[3] “Ивангород”, 09.02.2000, С. 3.
«Наши Вести», № 459, 2000.
|